Заикание — довольно распространенное явление в дошкольном и пред дошкольном возрасте, но оно также встречается и в школьные годы. Различают две основные формы заикания. При клоническом заикании ребенок несколько раз произносит первый звук или слог слова (м — м— м — мама, ма — ма—ма — мама). При тонической форме заикания ребенок делает длительные остановки на первом звуке: п — равда.

Нередко обе формы заикания существуют одновременно. Заикание может распространяться только на одно слово или на многие слова, непосредственно не связанные с травмирующими ребенка переживаниями. Появление заикания может быть вызвано разными причинами. Одной из наиболее распространенных причин, вызывающих заикание, является психическая травма (испуг). У многих детей заикание возникает в периоде становления речи, особенно при неправильном развитии ее (косноязычие и др.).

Неблагоприятные бытовые условия, ссоры между родителями, неправильный педагогический подход к ребенку могут также вызвать у него заикание. Подражание заикающимся в семье или знакомым также может быть причиной заикания. Иногда заикание появляется после перенесенного инфекционного заболевания (грипп, корь, скарлатина), особенно часто после коклюша. Заикание возникает чаще всего у физически ослабленного и психически травмированного ребенка. Степень заикания бывает различной: от легкой до тяжелой формы.

В тяжелых случаях у заикающегося появляется ряд сопутствующих непроизвольных движений — подергивание лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, прищелкивание языком, притоптывание ногой и т. д. Наблюдаются сосудисто-вегетативные нарушения в виде резкого покраснения, повышенной потливости. Заикание у ребенка часто сопровождается и другими проявлениями нервности: пугливостью, раздражительностью, повышенной обидчивостью, плаксивостью, расстройством сна и аппетита, которые порой ведут к соматическому истощению. Дети школьного возраста особенно болезненно переживают свой речевой недостаток, который мешает им общаться с  окружающими и свободно отвечать на уроках. В дальнейшем это может сказаться в изменении характера ребенка и на поведении его.

Он становится малообщительным, замкнутым, застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе и в своих способностях; у него проявляются срывы в поведении и настроении. Может снизиться и школьная успеваемость. Заикание протекает периодически, может пройти само по себе, без вмешательства или под влиянием лечения и специальных логопедических занятий. Это обстоятельство указывает на функциональный характер данного расстройства, на то, что заикание является неврозом, патологическим состоянием, обусловленным чрезмерным напряжением нервных процессов. Отсюда вытекает необходимость правильного подхода к заикающимся детям.

В остром периоде заикания прежде всего необходимо создать ребенку полный покой и отдых, временно изолируя его от других детей, предлагая ребенку  индивидуальные игры и развлечения. Надо ограждать ребенка от волнующих впечатлений (не водить в кино, театр, цирк, не показывать телевизора, не ходить в гости, не рассказывать страшных сказок), от передразнивания и насмешек окружающих его детей. При поступлении заикающегося ребенка в медицинское учреждение сестра сразу должна правильно реагировать на проявление заикания. Следует не фиксировать на этом симптоме внимания, не останавливать ребенка, когда он запнется, не заставлять его повторять слово, на котором он задержался; меньше говорить с ним, не задавать много вопросов, беседовать с ребенком спокойно, медленно, не торопясь.

Если ребенок почувствует, что в его речи есть дефект, замечаемый окружающими, он станет стесняться говорить.Такие дети начинают заменять ответы кивком головы и односложным «да», «нет». Ребенок должен слышать вокруг себя спокойную, ритмичную, замедленную речь, тогда он в силу склонности к подражанию сам будет говорить медленно, правильнее дышать и меньше заикаться.

Детям старшего возраста можно давать прямые указания говорить медленнее, необходимо помогать ребенку преодолевать робость и страх перед речью, всеми способами его успокаивать, подбадривать, вселять в него уверенность, что он излечится от своего недостатка. В то же время нужно ставить его в условия, требующие активности, давать поручения, связанные с необходимостью пользоваться речью. Это значительно укрепляет уверенность ребенка в своих силах.

Всегда, когда это доступно, следует пользоваться советами и указаниями логопеда (педагога по исправлению речи). Кроме того, необходимо обращать внимание на общее укрепление состояния здоровья ребенка и улучшение его настроения

Заикание